Дорога к Гарри Поттеру И вот, настал 2000 год. Продюсеры с Warner
Brothers занимались поисками режиссера для экранизации всемирного
бестселлера. Они, с помощью британского продюсера Дэвида Хеймана,
приобрели права на экранизацию уже первых четырех книг о "Гарри Поттере", с намереньем
экранизировать и все остальные - по мере их написания. Но кому же
доверить снимать такой фильм? В 1999
году было очевидно - для фильма такого размаха идеально подходит Стивен Спилберг. Кажется, он и
сам был не против, но в последний момент отказался, чтобы доснять
незаконченный фильм Стэнли Кубрика "Искусственный
интеллект" ("A.I."). Поговаривают, что это произошло из-за того,
что ему не дали взять на роль Поттера своего нового юного протеже -
Хэйли Джоэла Осмента, мальчика из "Шестого чувства". Но на самом деле,
он предлагал Осмента Коламбусу, когда тот был утвержден в качестве
режиссера, но Крис отказался, сославшись на условие, поставленное
Роулинг - все актеры должны быть британскими. Так или иначе - Спилберг
умыл руки. Стив Клоувз к тому времени уже написал
сценарий, а Warner Brothers перебирали кандидатуры возможных режиссеров.
Ими были Айван Рейтман
(фильм "Охотники за привидениями"), Бард
Сильберлинг (фильм "Город Ангелов"), Терри Гильям (фильм "Двенадцать
обезьян"), Алан Паркер
(фильмы "Стена", "Эвита") и Крис
Коламбус. И вот какое заявление сделал президент
"Warner Brothers" Лоренцо ди Бонавентура, подводя итоги этого
режиссерского "конкурса": "Гарри
Поттер - это потрясающее литературное произведение, с которым
встречаешься лишь раз в жизни. Так как книги породили такой страстный
интерес во всем мире, для нас было очень важно найти режиссера, которого
бы смог иметь дело и с детьми, и с волшебством. Я не могу
придумать кого-либо, более подходящего для этой работы, чем Крис". А Хейман добавил: "Крис
гонялся за Гарри Поттером почти два года. Его страсть и энтузиазм
огромны. Я знаю, что он сделает чудесный фильм." Можно долго спорить на тему, насколько
удачным получился фильм. Тем не менее, он понравился большинству
поклонников книг Роулинг, и привлек новые ряды - тех, кто после
просмотра решил посмотреть, а как же там было в книге. Успех фильм не
поддавался никаким описаниям. Коламбус наконец перестал быть режиссером "Одного дома". Он стал
режиссером "Гарри Поттера". Современный Христофор Колумб стал
первооткрывателем волшебного мира Гарри Поттера, созданного Джоан
Роулинг. В 2002
году Коламбус снял "Гарри Поттера
и Тайную комнату". Еще задолго до окончания съемок стало
известно, что он не будет снимать третий фильм, а останется только в
качестве продюсера. Почему? Он объяснил, что съемки занимают слишком
много времени, а он устал и хочет проводить побольше времени со своей
семьей. Семья была для Криса всегда важнее всего. Тем не менее, он уже
строит новые профессиональные планы: он хочет написать какой-нибудь
новый сценарий, чего он не делал с 1991 года, когда работал над фильмом "Только одинокие". Кроме того он
выступает продюсером фильма "Фантастическая
четверка" ("Fantastic Four"), над сценарием к которому он тоже
работал. Тем не менее, до июня Коламбус остается в Великобритании –
следить, чтобы ничего плохого не произошло с его "второй семьей."
Когда в 2000 году компания выбрала именно
его из прочих претендентов-режиссеров, для воплощения "Гарри Поттера" на
киноэкране, он был счастлив. Он считает, что благодаря этому фильму, он
наконец-то сможет снять что-то более серьезное, не такое оптимистичное,
легкое и светлое, какими были практически все его фильмы."Все считали, что я такой приятный,
сентиментальный парень. Мои фильмы всегда были светлыми и никогда не
были настолько увлекательными с изобразительной точки зрения, как мне
хотелось бы… Я хотел обратиться в этом фильме к темной стороне…"
Сложностей в работе с детьми все же было
множество. Во-первых, английское трудовое законодательство позволяет
детям работать лишь 4 часа в день, поэтому работа должна была быть очень
продуктивной. Чтобы не давать детям отвлекаться, режиссеру приходилось
постоянно общаться с ними, рассказывать анекдоты и всячески привлекать
их внимание. "Когда Гарри летал на
метле, я разговаривал с ним, двигался, махал руками. Я как-то увидел,
что вся команда уставилась на меня. Я, наверное, выглядел, как идиот, но
что поделать…". Во втором
фильме ему пришлось преодолевать девичью застенчивость Эммы
Уотсон Крис рассказывает о сцене в конце фильма, где вылечившаяся
Гермиона обнимает Гарри. Эмма никак не хотела обнимать Дэна Рэдклиффа,
особенно в присутствии огромной толпы других актеров. Коламбус объяснил
ей: "Ты была в оцепенении, а это один
из твоих лучших друзей, если не самый лучший, ты должна обнять его. Но
ты не обнимаешь Рона, потому что это для тебя трудно". С точки
зрения Коламбуса, в этой сцене мы предвосхищаем то, что будет в
четвертой книге. "Мне нравится мысль,
что этих двоих (Гермиону и Рона) ожидает влюбленность." Что по
этому поводу думает Роулинг – неизвестно. Я показал это интервью с
Коламбусом Гарри, Рону и Гермионе. Они немедленно стали возмущаться,
однако все трое покраснели до корней волос, поэтому добиться от них
правды не представлялось возможным. Эмма все-таки пересилила себя и
снялась в этой сцене, в присутствие 350 актеров. Крису пришлось
несколько растянуть при монтаже эти объятия, так как в исполнении
юных актеров они длились всего несколько секунд. Тем не менее, эти милые дети считают, что
режиссеру мало проблем с ними, поэтому предпочитают разыгрывать на
съемочной площадке невинные шутки: "Я чуть
не получил удар посреди съемок. Я смотрел в камеру, и тут почувствовал,
что меня кто-то тянет за рукав… Я повернулся – там стоял Рэдклифф,
которого нужно снимать в каждой сцене, и у него был огромный синяк под
глазом. Я думаю, он заметил, с каким ужасом я на него смотрю, и тут же
рассмеялся и стал стирать с лица грим, который он наложил". Неудивительно, что в такой обстановке Крис
был настолько поглощен съемками, что они снились ему по ночам,
преследовали его в кошмарах. Тем не менее, Коламбус утверждает, что
британские дети – очень вежливые и преданные общему делу. Возможно,
говорит он, это потому что перед их глазами находятся такие примеры, как
Мэгги Смит и Алан Рикман, настоящие профессионалы британского актерского
искусства. Фильм, с точки зрения Коламбуса, должен
сопровождать книгу, как иллюстрации. На первые показы фильма они
приглашали аудиторию, наполовину состоявшую из фанатов книги, а
наполовину – из людей, не читавших книгу. Фильм нравился и тем, и
другим, и большинство из тех, кто раньше не читал "Гарри Поттера"
немедленно шли его покупать. "Мы не
собираемся перетягивать внимание от книги, и это невозможно,
потому что книги слишком чудесные". Коламбус – настоящий фанат
книг Роулинг. Он признается, что при выборе почитать еще раз ее книги,
или посмотреть DVD со своим фильмом, он без колебаний выберет книги. И
не только потому, что фильм ему надоел во время долгой изнурительной
работы над ним. Просто "я большой
фанат, и причина, по которой я так "верен" книгам – то, что я люблю их".
Ему надоели обвинения в излишней "верности" им, а также в том, что его
фильм является "копроративным", т.е. безликим: "… было ужасно читать
критику на фильм, где говорилось, что это корпоративная вещь, после
того, как я просто убивал себя, чтобы сделать этот фильм, и второй тоже…
И я думаю, у меня тут люди, оскароносные художники, операторы, да и из
кожи вон лезем, чтобы снять этот фильм, а вы говорите, что это
копроративная машина". Режиссер до сих пор переживает, что не мог
сделать второй фильм длиннее, и в частности, что пришлось выкинуть сцену
с Днем Смерти Почти-Безголового-Ника, которая является одним из его
любимых отрывков в книге. С особым ужасом Крис относится к так
называемым "сопряженным товарам" к фильму. К сожалению, он и другие
продюсеры фильма не могут контролировать процесс производства всяких
околопоттеровских сувениров. Когда им приносят какой-нибудь ужасный
образец для одобрения, оказывается, что он уже давно продается. Самым
кошмарным, по словам Криса, были бумажные полотенца с символикой
"Поттера". "Мы, я и Дэйв (Дэвид Хейман), тут же позвонили, с просьбой: "Пожалуйста, только не надо туалетной
бумаги "Гарри Поттер". Кошмары Коламбуса не закончились с
премьерой первого фильма, так как уже через три дня они снимали второй
фильм. В те дни, Коламбус еще рвался снимать третий фильм, правда уже с
оговоркой, если он сможет справиться с этим физически. Второй фильм было
снимать во многом легче, большинство актеров были знакомыми, дети
привыкли к камере и т.д. Участие Роулинг в проекте свелось к минимуму,
хотя она всегда была готова ответить на все вопросы режиссера по
телефону или по электронной почте. "Мне
кажется, она во многом нам доверяет, поэтому ее участие в проекте на
этот раз значительно меньше…" (правда, Дэвид Хейман, продюсер,
утверждает совершенно обратное). Роулинг не пришла посмотреть, как идут
съемки второго фильма, как это было с "Гарри Поттером и философским
камнем". Но число гостей на съемках – родственников, друзей, друзей
друзей и так далее – не уменьшилось. По-прежнему на съемку приводили
много детей. Коламбус давал всем им одевать режиссерские наушники и
говорить "Стоп!Снято!". В последний день съемок снималась сцена с
Дэном, Эммой и Рупертом, в которой Гермиона находит в библиотеке рецепт
Многосущного зелья. Не было никаких слез при расставании, но напряжение
чувствовалось. Крис лишь ходил и повторял: "Мы увидимся снова, мы будем здесь, на
съемочной площадке в следующем году, все будет чудесно". Дети, в
своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, как они относятся к смене
режиссера, повторяли: все будет нормально, ведь Крис тоже будет там. "Приходится сдерживать слезы, потому что
это часть твоей жизни, которой ты отдал целых три года, и которая больше
не повторится…", - объясняет режиссер. Особенно Крис привязялся к
юному исполнителю главной роли. "Мы
на 298-м дне съемок, если объединить оба фильма, а он все еще
благодарит меня, когда я режиссирую его. Это очень странно. Обычно не
получаешь благодарностей от, скажем, Джулии Робертс, за режиссерские
указания… Я говорю: "Дэн, ты можешь это сделать?" – "Да, спасибо Крис." Невероятно."Кроме того, Коламбус
наблюдает, как Дэн все больше интересуется кинематографом, и даже начал
думать о том, чтобы стать режиссером.
Но видимо, "Поттер", и правда, утомил его,
и в третьем фильме режиссерское кресло занял другой. Тем не менее, он
еще надеется, что у него будет возможность снимать фильм по четвертой
книге. Так как совершенно очевидно, что "Гарри Поттера и Огненный Кубок"
невозможно урезать настолько, чтобы впихнуть в два с половиной часа
экранного времени, его идея, что нужно снимать фильм в двух частях: одну
можно было бы выпустить ко дню Благодарения, а второй – к Рождеству. В
любом случае, даже отойдя от камеры, он не собирается бросать Гарри
Поттера на произвол судьбы. Ведь он остается исполнительным продюсером
проекта. "Я обещал ребятам, что, кто
бы ни был режиссером, я все равно всегда буду рядом". |