Кристофер Коламбус



Крис Коламбус и Дэвид Хейман

Дорога к Гарри Поттеру


И вот, настал 2000 год. Продюсеры с Warner Brothers занимались поисками режиссера для экранизации всемирного бестселлера. Они, с помощью британского продюсера Дэвида Хеймана, приобрели права на экранизацию уже первых четырех книг о "Гарри Поттере", с намереньем экранизировать и все остальные - по мере их написания. Но кому же доверить снимать такой фильм? В 1999 году было очевидно - для фильма такого размаха идеально подходит Стивен Спилберг. Кажется, он и сам был не против, но в последний момент отказался, чтобы доснять незаконченный фильм Стэнли Кубрика "Искусственный интеллект" ("A.I."). Поговаривают, что это произошло из-за того, что ему не дали взять на роль Поттера своего нового юного протеже - Хэйли Джоэла Осмента, мальчика из "Шестого чувства". Но на самом деле, он предлагал Осмента Коламбусу, когда тот был утвержден в качестве режиссера, но Крис отказался, сославшись на условие, поставленное Роулинг - все актеры должны быть британскими. Так или иначе - Спилберг умыл руки.

Стив Клоувз к тому времени уже написал сценарий, а Warner Brothers перебирали кандидатуры возможных режиссеров. Ими были Айван Рейтман (фильм "Охотники за привидениями"), Бард Сильберлинг (фильм "Город Ангелов"), Терри Гильям (фильм "Двенадцать обезьян"), Алан Паркер (фильмы "Стена", "Эвита") и Крис Коламбус.

И вот какое заявление сделал президент "Warner Brothers" Лоренцо ди Бонавентура, подводя итоги этого режиссерского "конкурса":

"Гарри Поттер - это потрясающее литературное произведение, с которым встречаешься лишь раз в жизни. Так как книги породили такой страстный интерес во всем мире, для нас было очень важно найти режиссера, которого бы смог иметь дело  и с детьми, и с волшебством. Я не могу придумать кого-либо, более подходящего для этой работы, чем Крис".

А Хейман добавил:

"Крис гонялся за Гарри Поттером почти два года. Его страсть и энтузиазм огромны. Я знаю, что он сделает чудесный фильм."

Можно долго спорить на тему, насколько удачным получился фильм. Тем не менее, он понравился большинству поклонников книг Роулинг, и привлек новые ряды - тех, кто после просмотра решил посмотреть, а как же там было в книге. Успех фильм не поддавался никаким описаниям. Коламбус наконец перестал быть режиссером "Одного дома". Он стал режиссером "Гарри Поттера". Современный Христофор Колумб стал первооткрывателем волшебного мира Гарри Поттера, созданного Джоан Роулинг.

В 2002 году Коламбус снял "Гарри Поттера и Тайную комнату". Еще задолго до окончания съемок стало известно, что он не будет снимать третий фильм, а останется только в качестве продюсера. Почему? Он объяснил, что съемки занимают слишком много времени, а он устал и хочет проводить побольше времени со своей семьей. Семья была для Криса всегда важнее всего. Тем не менее, он уже строит новые профессиональные планы: он хочет написать какой-нибудь новый сценарий, чего он не делал с 1991 года, когда работал над фильмом "Только одинокие". Кроме того он выступает продюсером фильма  "Фантастическая четверка" ("Fantastic Four"), над сценарием к которому он тоже работал. Тем не менее, до июня Коламбус остается в Великобритании – следить, чтобы ничего плохого не произошло с его "второй семьей."

Крис Коламбус впервые услышал о Гарри Поттере от своих детей, точнее, от своей старшей дочери – Элеонор, которая принесла папе книгу и сообщила, что из нее получился бы отличный фильм. Он прочитал книгу за ночь, и наутро был убежден, что его дочь права. "С того момента, когда я впервые прочитал "Гарри Поттера" с моими детьми, я влюбился в этих чудесных персонажей и в этом мир".

Когда в 2000 году компания выбрала именно его из прочих претендентов-режиссеров, для воплощения "Гарри Поттера" на киноэкране, он был счастлив. Он считает, что благодаря этому фильму, он наконец-то сможет снять что-то более серьезное, не такое оптимистичное, легкое и светлое, какими были практически все его фильмы."Все считали, что я такой приятный, сентиментальный парень. Мои фильмы всегда были светлыми и никогда не были настолько увлекательными с изобразительной точки зрения, как мне хотелось бы… Я хотел обратиться в этом фильме к темной стороне…"

Одно было очевидно для Криса, когда он взялся за работу над фильмом: там должны быть британские актеры, сниматься все должно в Великобритании, и фильм должен быть максимально близок к книге. Потом критики жаловались, что в фильме все предсказуемо для того, кто читал книгу, но Крис всегда объяснял, что верность первоисточнику была их главным правилом. Конечно, кое-то пострадало из-за ограниченного экранного времени (например, Пивз, которого сыграл великолепный британский комик Рик Майал, но которого мы так и не увидели. Коламбус утверждает, что он не был доволен компьютерной графикой в этом конкретном случае, но он все еще обещает, что когда-нибудь он появится. Впрочем, это неплохой урок для Пивза – может, в следующий раз будет поменьше безобразничать – и его не вырежут…). И сразу же Крис стал работать в тесном контакте с Джоан Роулинг, первым делом составив длинный список вопросов по поводу разных аспектов волшебного мира, и отправившись к ней с ними.

Одним из необходимых качеств, которыми должен обладать режиссер Поттера является умение работать с детьми. Этого Крису было не занимать, с тех пор, как он сделал звезду из Маколея Калкина. Он тут же сдружился со своими юными звездами Дэном Рэдклиффом, Рупертом Гринтом и Эммой Уотсон. Они стали для него как бы второй семьей во время съемок. Дети же в своих интервью тоже всегда отзываются о нем очень тепло, и всегда называют просто "Крис". Режиссер пытался подготовить детей к славе, которая их ожидала, и даже проводил с их родителями что-то вроде консультаций, объясняя, как изменится жизнь Дэна, Руперта и Эммы после выхода фильма. Сейчас он считает, что эта троица скорее всего уйдет после съемок третьего фильма, ему кажется, что это слишком для детей – работать в таком плотном графике. Посмотрим, что скажут на это сами звезды…

Сложностей в работе с детьми все же было множество. Во-первых, английское трудовое законодательство позволяет детям работать лишь 4 часа в день, поэтому работа должна была быть очень продуктивной. Чтобы не давать детям отвлекаться, режиссеру приходилось постоянно общаться с ними, рассказывать анекдоты и всячески привлекать их внимание. "Когда Гарри летал на метле, я разговаривал с ним, двигался, махал руками. Я как-то увидел, что вся команда уставилась на меня. Я, наверное, выглядел, как идиот, но что поделать…". Во втором фильме ему пришлось преодолевать девичью застенчивость Эммы Уотсон Крис рассказывает о сцене в конце фильма, где вылечившаяся Гермиона обнимает Гарри. Эмма никак не хотела обнимать Дэна Рэдклиффа, особенно в присутствии огромной толпы других актеров. Коламбус объяснил ей: "Ты была в оцепенении, а это один из твоих лучших друзей, если не самый лучший, ты должна обнять его. Но ты не обнимаешь Рона, потому что это для тебя трудно". С точки зрения Коламбуса, в этой сцене мы предвосхищаем то, что будет в четвертой книге. "Мне нравится мысль, что этих двоих (Гермиону и Рона) ожидает влюбленность." Что по этому поводу думает Роулинг – неизвестно. Я показал это интервью с Коламбусом Гарри, Рону и Гермионе. Они немедленно стали возмущаться, однако все трое покраснели до корней волос, поэтому добиться от них правды не представлялось возможным. Эмма все-таки пересилила себя и снялась в этой сцене, в присутствие 350 актеров. Крису пришлось несколько растянуть при монтаже эти объятия, так как  в исполнении юных актеров они длились всего несколько секунд.

Тем не менее, эти милые дети считают, что режиссеру мало проблем с ними, поэтому предпочитают разыгрывать на съемочной площадке невинные шутки:

"Я чуть не получил удар посреди съемок. Я смотрел в камеру, и тут почувствовал, что меня кто-то тянет за рукав… Я повернулся – там стоял Рэдклифф, которого нужно снимать в каждой сцене, и у него был огромный синяк под глазом. Я думаю, он заметил, с каким ужасом я на него смотрю, и тут же рассмеялся и стал стирать с лица грим, который он наложил".

Неудивительно, что в такой обстановке Крис был настолько поглощен съемками, что они снились ему по ночам, преследовали его в кошмарах. Тем не менее, Коламбус утверждает, что британские дети – очень вежливые и преданные общему делу. Возможно, говорит он, это потому что перед их глазами находятся такие примеры, как Мэгги Смит и Алан Рикман, настоящие профессионалы британского актерского искусства.

Фильм, с точки зрения Коламбуса, должен сопровождать книгу, как иллюстрации. На первые показы фильма они приглашали аудиторию, наполовину состоявшую из фанатов книги, а наполовину – из людей, не читавших книгу. Фильм нравился и тем, и другим, и большинство из тех, кто раньше не читал "Гарри Поттера" немедленно шли его покупать. "Мы не собираемся  перетягивать внимание от книги, и это невозможно, потому что книги слишком чудесные". Коламбус – настоящий фанат книг Роулинг. Он признается, что при выборе почитать еще раз ее книги, или посмотреть DVD со своим фильмом, он без колебаний выберет книги. И не только потому, что фильм ему надоел во время долгой изнурительной работы над ним. Просто "я большой фанат, и причина, по которой я так "верен" книгам – то, что я люблю их". Ему надоели обвинения в излишней "верности" им, а также в том, что его фильм является "копроративным", т.е. безликим: "… было ужасно читать критику на фильм, где говорилось, что это корпоративная вещь, после того, как я просто убивал себя, чтобы сделать этот фильм, и второй тоже… И я думаю, у меня тут люди, оскароносные художники, операторы, да и из кожи вон лезем, чтобы снять этот фильм, а вы говорите, что это копроративная машина". Режиссер до сих пор переживает, что  не мог сделать второй фильм длиннее, и в частности, что пришлось выкинуть сцену с Днем Смерти Почти-Безголового-Ника, которая является одним из его любимых отрывков в книге.

С особым ужасом Крис относится к так называемым "сопряженным товарам" к фильму. К сожалению, он и другие продюсеры фильма не могут контролировать процесс производства всяких околопоттеровских сувениров. Когда им приносят какой-нибудь ужасный образец для одобрения, оказывается, что он уже давно продается. Самым кошмарным, по словам Криса, были бумажные полотенца с символикой "Поттера". "Мы, я и Дэйв (Дэвид Хейман), тут же позвонили, с просьбой: "Пожалуйста, только не надо туалетной бумаги "Гарри Поттер".

Кошмары Коламбуса не закончились с премьерой первого фильма, так как уже через три дня они снимали второй фильм. В те дни, Коламбус еще рвался снимать третий фильм, правда уже с оговоркой, если он сможет справиться с этим физически. Второй фильм было снимать во многом легче, большинство актеров были знакомыми, дети привыкли к камере и т.д. Участие Роулинг в проекте свелось к минимуму, хотя она всегда была готова ответить на все вопросы режиссера по телефону или по электронной почте. "Мне кажется, она во многом нам доверяет, поэтому ее участие в проекте на этот раз значительно меньше…" (правда, Дэвид Хейман, продюсер, утверждает совершенно обратное). Роулинг не пришла посмотреть, как идут съемки второго фильма, как это было с "Гарри Поттером и философским камнем". Но число гостей на съемках – родственников, друзей, друзей друзей и так далее – не уменьшилось. По-прежнему на съемку приводили много детей. Коламбус давал всем им одевать режиссерские наушники и говорить "Стоп!Снято!".

В последний день съемок снималась сцена с Дэном, Эммой и Рупертом, в которой Гермиона находит в библиотеке рецепт Многосущного зелья. Не было никаких слез при расставании, но напряжение чувствовалось. Крис лишь ходил и повторял: "Мы увидимся снова, мы будем здесь, на съемочной площадке в следующем году, все будет чудесно". Дети, в своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, как они относятся к смене режиссера, повторяли: все будет нормально, ведь Крис тоже будет там. "Приходится сдерживать слезы, потому что это часть твоей жизни, которой ты отдал целых три года, и которая больше не повторится…", - объясняет режиссер. Особенно Крис привязялся к юному исполнителю главной роли.  "Мы на 298-м дне съемок, если объединить оба фильма, а он все еще благодарит меня, когда я режиссирую его. Это очень странно. Обычно не получаешь благодарностей от, скажем, Джулии Робертс, за режиссерские указания… Я говорю: "Дэн, ты можешь это сделать?" – "Да, спасибо Крис." Невероятно."Кроме того, Коламбус наблюдает, как Дэн все больше интересуется кинематографом, и даже начал думать о том, чтобы стать режиссером.

Крис обещает, что спецэффекты во втором фильме будут "больше и лучше" прежних. При съемках первого фильма им уделили только три последних месяца работы. Теперь решили сначала прицельно заняться ими. Один из персонажей является полностью созданием компьютерной графики – это домашний эльф Добби. Сцены, в которых Гарри разговаривает с Добби, было очень трудно снимать, ведь перед Дэном не было ничего, кроме маленького зеленого шарика (оранжевого, по мнению Дэна), к которому ему приходилось обращаться. Крис и аниматоры были приятно удивлены, как естественно удается Дэну общаться с отсутствующим собеседником: "Я видел актеров в два раза старше его, которые не могли сосредоточиться".

Итак, второй фильм обещает быть темнее, страшнее, напряженней. Крису было необходимо убедиться, что он не настолько страшен, что детей потом будут мучить кошмары. Поэтому они стали проводить эксперименты. Сначала  фильм показали в Чикаго аудитории в 400 человек, половина из которых были дети в возрасте от 7 до 13 лет. Всем детям фильм показался захватывающим, но напуган до смерти никто не был. Но Крис, исходя из своего родительского опыта, счел тест недостаточным и провел еще один. Он показал фильм своей младшей дочери Изабелле (ей всего пять лет). Ей фильм понравился,  и она тоже не была напугана. В ту ночь она спала безо всяких кошмаров, и Коламбус убедился, что этот фильм действительно безопасно показывать детям. Тем не менее, он настоятельно рекомендует родителям подумать, не боятся ли их дети змей и пауков,  и если это так, стоит ли брать их на этот фильм, по крайней мере, без предварительной подготовки. Удивительно, но он намного больше думает о здоровье детей, чем о том, что ему нужно заманивать к себе как можно больше зрителей.

Вторым фильмом Крис остался более чем доволен. "Атмосфера фильма "Гарри Поттер и Тайная комната" более мрачная, а приключения больше, страшнее и увлекательней, чем в первом фильме. Этот фильм смешнее, игра детей захватывает еще больше, и просто - если вам понравился первый фильм, этот вы будете просто обожать!". Роулинг уже посмотрела второй фильм, и осталась довольна. Ее дочери он понравился больше, чем первый.

Но видимо, "Поттер", и правда, утомил его, и в третьем фильме режиссерское кресло занял другой. Тем не менее, он еще надеется, что у него будет возможность снимать фильм по четвертой книге. Так как совершенно очевидно, что "Гарри Поттера и Огненный Кубок" невозможно урезать настолько, чтобы впихнуть в два с половиной часа экранного времени, его идея, что нужно снимать фильм в двух частях: одну можно было бы выпустить ко дню Благодарения, а второй – к Рождеству. В любом случае, даже отойдя от камеры, он не собирается бросать Гарри Поттера на произвол судьбы. Ведь он остается исполнительным продюсером проекта. "Я обещал ребятам, что, кто бы ни был режиссером, я все равно всегда буду рядом".


Слева направо - Коламбус, Руперт Гринт, Ричард Харрис, Дэниель Рэдклифф, Робби Колтрейн, Эмма Уотсон, Дэвид Хейман.

Рекламная компания ко второму фильму: Крис Коламбус, Эмма Уотсон, Робби Колтрейн, Дэниэль Рэдклифф, Руперт Гринт, Джейсон Айзекс, Дэвид Хейман.



Фильмография актёра

Private Live Криса Коламбуса



Сайт управляется системой uCoz