Алан Сидни Патрик Рикман


«...Я серьезно отношусь к своей работе, а это возможно только при несерьезном отношении к собственной персоне...»

(Alan Rickman)

 

Алан Сидни Патрик Рикман (Alan Sidney Patrick Rickman) родился 21 февраля 1946 года в Лондоне, Хаммерсмит, Великобритания, в ирландско-валлийской семье. Сидней Патрик Рикман родился 21 февраля 1946 года в Эктоне, одном из восточных районов Лондона. Его мать была валлийкой и прнадлежала к Методистской церкви. Отец был ирландским католиком. Смесь ирландской и валлийской крови дала Алану возможность гордо называть себя "чистокровным кельтом". В семье было еще трое детей – старший брат Алана и его младшие брат и сестра. Семья принадлежала к среднему классу и была довольно бедной, отец был дизайнером. Алан, по словам его друзей, постоянно переживал из-за своего происхождения, так как классовая система британского общества закрывала перед ним многие двери. Возможно, поэтому он всю жизнь и оказывал активную поддержку лейбористскому движению. В семье придерживались строгих принципов воспитания, Алан говорит, что это был типичный пример семьи, где "дети должны быть видны, но не слышны". Но, хотя из-за горячей кельтской крови родителей  в доме довольно часто раздавались крики, всхлипывания, и хлопали двери, Алан считает, что его семья была  прекрасной, и дети получили родительскую любовь сполна.

Отец Алана умер от рака, когда мальчику было всего восемь лет, и маленького Алана не пустили на похороны. После смерти отца у мальчика с матерью установились особенно близкие отношения. Она снова вышла замуж – но этот брак продлился лишь три года. "Все, что можно сказать – это не сложилось. У нее была лишь одна любовь в жизни".

Родители Рикмана, также как его братья и сестра не имели никакого отношения к театру. "Я – просто случайность" – говорит Алан. Сам он дебютировал в семь лет в школьном спектакле "King Grizzly Beard"".

Но вот что Рикман, несомненно, унаследовал от отца, так это талант художника, и уже с детства у него проявилась способность к каллиграфии и акварели. В 1957 году он отправился учиться в школу Латимер в Хаммерсмите (кстати, из этой школы в свое время выгнали другого будущего знаменитого британского актера - Хью Гранта). "Латимер был словно порыв холодного ветра…". Здесь на смену кельтской эмоциональности пришла атмосфера чисто английской холодности и сдержанности, которая больше подходила к темпераменту Алана. Каждое Рождество в школе ставились спектакли. Классный руководитель Алана доверил одиннадцатилетнему мальчику роль Волумнии, матери Кориолана из пьесы Шекспира "Кориолан". Так, по иронии судьбы, первая "заметная" роль актера была женской. Вообще, Алану везло на женские роли. Там же, в школе он успел сыграть "шестую жену Али-Бабы" в постановке "Али Баба и семь гномов" и "буфетчицу Энни" в спектакле "Танец сержанта Масгрейва". Да и в его профессиональной театральной карьере женские роли попадались.

Были и другие спектакли. Последовали отзывы – и с тех пор у Алана, который уже тогда был перфекционистом, выработалась некоторая паранойя в отношении критиков. Там же, в школе, он почувствовал, что его успех позволяет ему выйти за рамки, установленные британской классовой системой, что можно брать от жизни все, даже если ты принадлежишь к среднему классу.

Окончив школу, он отправился в Колледж Искусств в Челси. Там он учился три года, и там встретил свою подругу жизни – Риму Хортон. Вместе они стали играть в самодеятельной театральной труппе в Лондоне под названием "Brook Green Players". О Рикмане стали писать в газетах, заметив его актерский талант. Но, тем не менее, он шел по намеченному пути, занимался графикой и в итоге стал дизайнером. Закончив колледж в 1968 году,  они с друзьями основали собственную дизайнерскую компанию под названием "Граффити". Офис компании был в Лондоне, в районе Сохо. "Мы здорово проводили время, хотя и не зарабатывали особенно много денег". Они оформляли конверты пластинок, обложки книг, а заодно и бунтарскую независимую газету левых под невинным названием "Вестник Ноттинг Хилл". Алан с Римой примкнули к другой самодеятельной труппе "Court Drama Group", помимо всего прочего, Рикман даже сыграл там Ромео (уже получив актерское образование он сыграет Тибальда в телепостановке "Ромео и Джульетты", снятой BBC). Он мог бы остаться дизайнером на всю свою жизнь, но тут в дело вмешался один маленький голос.

Судя по признаниям Алана, он всю жизнь слышит голоса. Но нет, это не повторение истории с Жанной д'Арк и, конечно, не шизофрения. Скорее это что-то вроде даймона Сократа или того самого внутреннего голоса из анекдотов. Рикман объясняет, что это был тот самый голосок, который в ресторане  шепчет тебе, что надо заказать рыбу и салат, когда вместо этого ты просишь, чтобы тебе принесли что-нибудь ужасно вредное. Таких голосков много. Один из них подсказал в свое время Алану, что стоит предпочесть изобразительное искусство. Но, как ни странно, выбор стоял не между карьерой художника и актерской карьерой. Тогда он выбирал, быть ли художником или заниматься английской филологией.

Когда Алану было 26 лет, голоса в его голове снова устроили перекличку. И Рикман понял, что актерской профессии ему не избежать. "Я знал, что это случится… другие голоса тоже пытались привлечь к себе внимание, пока с одним из них не стало невозможно справится. Он кричал громче всех и дольше всех". О чем кричал этот голос? О том, что Алану надо поступать в Королевскую Академию Драматического Искусства (Royal Academy of Dramatic Art, сокращенно RADA) – лучшую высшую актерскую школу в Британии, откуда вышли практически все звезды британского театра и кино. Итак, как же люди бросают заниматься дизайном и поступают в Академию Драматического Искусства? Рецепт Алана Рикмана: "Вы берете листок бумаги и ручку и пишете "Дорогая RADA, пожалуйста, назначь мне прослушивание". И вы наблюдаете, как вы кладете листок в конверт, наклеиваете марку и опускаете письмо в почтовый ящик". Алан признается, что момент, когда он отослал письмо в RADA, изменил всю его жизнь. Это не было случайным решением. Напротив, Алан считает, что глупо и практически невозможно решать свою судьбу в шестнадцать лет и потом не отклоняться от курса. Решение стать актером, пришедшее к нему в двадцать пять-двадцать шесть лет, было взвешенным и твердым. "И тогда тот голос появился вновь и сказал: либо сейчас, либо никогда".

Алан Рикман прочитал монолог Ричарда III из одноименной хроники Шекспира, и был принят в RADA.

  Однако в 26 лет он понял, что театр все-таки привлекает его сильнее. Бросив все, Алан поступил в Королевскую академию драматического искусства, где проучился три года. Еще студентом получил ряд престижных премий за роли в театральных постановках. На жизнь подрабатывал костюмером у Ральфа Ричардсона и Найджела Хоторна. А по окончании академии быстро стал одним из ведущих актеров лондонской сцены. Сыгранная Рикманом роль Вальмона в спектакле «Опасные связи» стала сенсацией; впервые в истории Лондона плакаты к спектаклю (где Рикман предстал во всей красе) стали отдельным источником доходов для театральной администрации. В 1986 году постановку пригласили на Бродвей, где Рикмана заметил продюсер Джоэл Силвер, предложивший ему сыграть главного злодея в «Крепком орешке». Этот фильм прославил Рикмана на весь мир... и одновременно лишил возможности сыграть Вальмона на экране, поскольку продюсеры не рискнули взять на эту роль «парня из боевика». До сих пор американцы видят в Рикмане идеального злодея, хотя дома в Англии он иногда играет симпатичных персонажей (например, в «Разуме и чувстве», за что получил премию Британской Киноакадемии).

   Впрочем, ролями злодеев Алану Рикману остается лишь гордиться - чего стоит один лишь шериф ноттингемский из зрелищной постановки “Робин Гуд: Принц воров”. Эта роль принесла Рикману премию Британской Киноакадемии за лучшую роль второго плана и премию газеты "Ивнинг Стэндард" за лучшую мужскую роль. Продолжая регулярно работать в театре (в том числе в заглавной роли в лондонской постановке "Гамлета", 1992, и как режиссер ряда спектаклей), снялся в сатирической комедии "Боб Робертс" (1992), биографической ленте "Месмер" (1994; премия МКФ в Торонто за роль; фильм изъят из проката) и в трагикомедии "Ужасно большое приключение" (1995). В 1996 сыграл Имона де Валеру в биографической картине Нила Джордана "Майкл Коллинз" и Распутина в одноименном телевизионном фильме (премии "Эмми", "Золотой глобус", "Золотой Сателлит" и Гильдии киноактеров).

Будучи очень успешным киноактером, он очень часто отказывается от ролей в фильмах в пользу театральных. (Он говорит о театре, как о "магическом" месте и называет его "первой любовью"). Сейчас он играет в очень успешном спектакле "Личные жизни" (Private Lives) по пьеса Ноэля Каварда (Noel Coward). Пьеса шла с 4 Октября 2001 по 6 Января 2002.
В 1997 году Рикман дебютировал в режиссуре, поставив тонкую и грустную ленту «Зимний гость» по пьесе Шарман МакДональд.

Мечта Рикмана - собственный театр. Несколько лет назад он пытался купить театр-студию Riverside в Хаммерсмите, неподалеку от того места, где родился и вырос. Это ему не удалось, но Рикман уверяет, что не отступится, пока не добьется своего.
   О своей личной жизни Рикман предпочитает не распространяться. Известно только, что он никогда не был женат и что до настоящего времени его спутницей жизни являлась преподавательница экономики Рима Хортон.

Алан Рикман был в списке актеров, которых предлагала сама Роулинг, поэтому неудивительно, что Снэйп у него вышел ну просто как настоящий. Также известно, что Роулинг провела с ним небольшую консультацию, в которой рассказала ему о прошлом Снэйпа, которое читателям пока неизвестно. Поэтому Рикман является теперь хранителем СТРАШ-Ш-ШНОГО секрета и находится под потенциальной угрозой похищения: вдруг особенно истомленные ожиданием следующих книг фанаты захватят его в плен, чтобы выпытать у него информацию? Однако, я отвлекся…

  "Мои племянницы были не столько обрадованы, сколько просто настаивали, что я должен взять эту роль…" – рассказывает Рикман о том, как ему предложили играть Гарри Поттера. Когда его спросили, насколько захватывает его подобная литература, он поделился: "Да, когда я читал книгу… я не мог остановиться, и все переворачивал страницы…Это потрясающая история,… берущая начало из богатой традиции…"

  Кто такой профессор Снэйп в описании мистера Рикмана? "Он преподаватель по зельям и декан факультета Слизерин в школе Волшебства "Хогвартс", в которой учится Гарри, но он лелеет тайную мечту быть преподавателем Темных Искусств. (Да-да, именно так и сказано – не слова про "Защиту от…" Ошибка актера? Ошибка журналиста? Или м-р Рикман, и правда, знает что-то, чего мы не знаем? – прим. Луни). Ему не нравится Гарри, возможно потому, что ему кажется, что мальчик слишком популярен для первоклашки. Я думаю, что в глубине души Снэйп полон сомнений, он стремиться быть тем, кого люди бы действительно уважали, например, темным волшебником, а не просто школьным учителем. Именно поэтому он завидует более популярным и удачливым мальчикам, вроде Гарри. Тем не менее, у него есть своя положительная сторона, ведь, хотя Гарри постоянно раздражает его, он не дает ему волновать его слишком сильно".

  Когда ему намекнули, что он, как всегда, играет злодея, Рикман возмутился: "Не понимаю, чего такого ужасного он (Снэйп) сделал, кроме того, что спас жизнь Гарри Поттеру?"

  Почему же он решил участвовать в фильме?

  "Это здорово, быть частью чего-то, что будет как бы новой точкой отсчета в истории кинематографа. Что бы люди не говорили о фильме, как бы не критиковали, это событие… как "Битлз".

  Как он видит свое участие в этом "событии"?

"…я думаю, моя работа – это рассказывать историю… на одной стороне – литературное произведение, а актер – между произведением и публикой, и моя работа – быть наиболее умелым рассказчиком."

  По поводу фильма, на премьеру которого Рикман опоздал, и вполз потихоньку в зал только на последней трети, актер говорит:

  "Он показался мне потрясающим… Когда я был на съемках и к нам приходили дети, и постоянно слышалось: "Ух ты! Это совсем как в книге!" И я думаю, что это и было целью Криса Коламбуса и продюсеров – быть верными воображению Дж.К.Роулинг. И я думаю, что, учитывая тот факт, что в конце показа прошлым вечером все зрители в кинотеатре встали и аплодировали,  – они этого добились."

  К сожалению, роль Снэйпа была значительно урезана в первом фильме, а во втором сокращения еще более значительны. Крис Коламбус признается:"Когда мы снимали первый фильм, я хотел, чтобы там было больше Алана Рикмана. Когда мы снимали второй фильм, я хотел, чтобы там было больше Алана Рикмана. Но мы должны были сконцентироваться на истории, которая происходит с детьми". Несмотря на подобную "цензуру", с помощью Рикмана по всему миру покатилась такая волная снэйпомании, что порой просто страшно становится. А коллеги Рикмана по "Поттеру" отзываются о нем очень положительно. Кеннет Брана, кому посчастливилось сразиться с Аланом в магической дуэли, признался: "Я его большой фанат. Даже просто сидеть и трепаться было захватывающе. Он такой умный и у него всегда есть миллион историй, чтобы рассказать. Это было очень весело."

  Создательницу "Гарри Поттера" Джоан Роулинг Алан называет потрясающе интересной женщиной. А на вопрос, собирается ли он всю жизнь сниматься в фильмах о Гарри Поттере, он отвечает: "К счастью или к несчастью, будет всего семь книг".






Сайт управляется системой uCoz