Бродячий артист Алан проучился в Академии два года,
зарабатывая на жизнь, будучи костюмером известных актеров сэра Ральфа
Ричардсона и Нигеля Хоторна, а также продолжая заниматься дизайном. То,
что нашептал Алану маленький, но настойчивый голос, подтвердило его
тело. "Когда я пришел в RADA, мое
тело говорило "Как раз вовремя". Я использовал его, и я чувствовал, что
я был там, где должен был быть, делал то, что я должен делать, и все это
было как раз вовремя. В актерском мастерстве нельзя раскачиваться
слишком долго." В RADA Алан был намного старше большинства
студентов, поэтому пользовался большим уважением среди большинства
соучеников и учителей. За время учебы он сыграл в нескольких
спектаклях, в том числе и исполнил главную роль в чеховском "Дяде Ване". Закончил Академию
он с золотой медалью Бэнкрофта, и получил еще несколько призов по ходу
обучения. После учебы, в 1974 году Алан четыре года
колесил по Англии с репертуарным театром (это было обычной практикой для
начинающих актеров). Он играл в пьесах Ибсена, Брехта, и, конечно,
Шекспира. Он исполнял разнообразные роли: начиная от Короля Крыс в "Дике Уиттингтоне", заканчивая
Шерлоком Холмсом в одноименной постановке и Лаэртом в "Гамлете". Особенно жутким
испытанием был рождественский спектакль, в котором он играл белочку и
распевал песенки вроде "Она жить не может без своей кашки". В это же время Алан встретил актрису Руби
Вэкс, и убедил ее, что она должна стать эстрадной комической
исполнительницей. Это была дружба на всю жизнь, и значительно позже Алан
будет режиссировать ее шоу. В 1978
году он был принят в Королевскую
Шекспировскую Компанию (Royal Shakespeare Company, сокращенно
RSC), которая тогда, к сожалению, славилась своей репрессивной политикой
по отношению к своим актерам. Рикман продержался там не больше года.
Роли, которые он успел сыграть, получили различные критические отзывы
(играл он, в основном, в шекспировских пьесах: в том числе два раза в "Бесплодных усилиях любви", оба
раза исполняя роль Бойе.
Вместе с ним в "Бесплодных усилиях любви" играл Ричард Гриффитс -
будущий дядя Вернон). Бросив Компанию, Рикман ушел в свободный полет,
вновь присоединившись к репертуарным театральным компаниям. В 1981 году он побывал на гастролях
в Советском Союзе, со спектаклем "Братья
Карамазовы". Спектакль играли на английском, "с четырьмя
актерами и одной шубой, которую передавали один другому. В одном месте
мы выступали в церкви VII века, стоявшей на холме, и в финале все
вчетвером забирались на колокольню, распевая "Оду к Радости" – не думаю,
что русские поняли хоть одно слово". Насчет церкви седьмого века меня терзают
смутные сомнения – все-таки Русь была крещена в IХ веке, но, конечно,
м-р Рикман не обязан этого знать. А так – картина впечатляющая. В
следующий раз Рикман окажется в России во время съемок "Распутина" в Санкт-Петербурге
много лет спустя, уже будучи известным по обе стороны Атлантики. В те же
года Алан попробовал себя и в легком жанре мюзиклов – сыграв в "Guys and
Dolls" и "Joseph & the Amazing Technicolor Dreamcoat" (в последнем
играл одного из двенадцати братьев Иосифа). В 1979
году он сыграл первую роль на телевиденье – это была эпизодическая роль
в сериале по роману Эмиля Золя "Тереза
Ракен", снимавшийся на BBC . Затем он играл и другие небольшие
роли на BBC. Его впервые заметили после "Хроник Барчестера", где он
сыграл подлого, хитроумного сердцееда Обадию Слоупа. Со всех концов Великобритании к
Алану впервые посыпались письма от поклонниц. Но он не только приобрел
популярность у женского населения, он и впервые сыграл хитроумного,
обаятельного и сексуального злодея – амплуа, от которого ему спустя
несколько лет станет очень трудно избавиться
|