Хроника
фильмов Алана Рикмана
В 1985 году он вернулся в
Королевскую Шекспировскую Компанию. В этом году он сыграл там сразу в
трех спектаклях: в знаменитой шекспировской комедии "Как вам это понравится?", где
он играл Жака-меланхолика (этому персонажу принадлежит один из самых
знаменитых монологов Шекспира: "Весь
мир – театр, и люди в нем – актеры…", Ахиллеса в "Тройле и Крессиде" и в "Опасных связях". Все роли были
весьма успешными, но именно "Опасные связи" (спектакль шел в 1985-1986 гг.) стали звездным
часом Рикмана. Он сыграл коварного
соблазнителя виконта де Вальмона. Сначала спектакль был поставлен в
Стратфорде-на-Эйвоне (там в спектакле играла, среди прочих, Фиона Шоу),
затем – в Лондоне. Спектакль получил премию Лоренса Оливье за лучшую
постановку 1986 года и
аналогичную награду Evening Standard.
После премьеры "Опасных
связей" актриса Линдси Дункан – партнерша Рикмана по спектаклю, которая
стала хорошей подругой Алана, произнесла фразу, которую потом все
цитировали: "Многие люди уходили из
театра, желая заниматься любовью, и большинство из них хотели заниматься
любовью с Рикманом". Проводила ли она опрос среди публики –
неизвестно. Но одно было очевидно – расчетливый и коварный Вальмон
безумно привлекал публику, даже в его абсолютной аморальности было
что-то притягательное. И, конечно, для создания этой роли Рикман
использовал два своих главных актерских инструмента – грациозную
пластику и Голос. Этот Голос (именно так, с большой буквы его называют
не только поклонницы, но и многие журналисты), Голос, который я не
решусь описывать, чтобы не упустить какого-нибудь эпитета и не
разочаровать поклонниц, стал визитной карточкой Алана и его собственным
ключом к женским сердцам. Не зря говорят, что женщины любят ушами.
Удивительно, но кое-кто утверждает, что необычный Голос Рикмана заметили
еще в школе… Спектакль был настолько успешен, что в следующем же сезоне (1986-1987 гг.) его повезли на Бродвей. Алан был номинирован на Тони как лучший актер года, но, к сожалению, премию дали другому. Зато Рикману досталась награда американских критиков 1987 года - New York Critics Circle. Несмотря на достаточно скромное количество наград, спектакль пользовался просто бешеной популярностью, а Алан стал настоящей звездой – теперь и в Америке. "Это в каком-то смысле перестало быть спектаклем, и стало событием – особенно на Бродвее. Люди приходили с такими огромными ожиданиями, что каждый вечер словно приходилось карабкаться на гору. Вы манипулируете зрителями так же, как Вальмон манипулирует героями пьесы." Благодаря
популярности, обретенной на Бродвее, Рикман получил свою первую роль в
кино. Его пригласили в боевик "Крепкий
орешек"("Die Hard"), который сразу после выхода был признан
классикой жанра. Хорошего парня в фильме играл Брюс Уиллис, а Рикман
сыграл его антагониста - хитроумного немецкого террориста Ганса Грубера. Это был первый
среди фильмов Рикмана, о котором сказали, что злодей "перетянул на себя
одеяло", что он привлекал публику больше, чем главный герой. Сам Рикман
говорил, что роль Грубера – чисто комиксная, что в отличие от
противоречивой личности Вальмона, в Грубере никакой сложности нет, он
весь состоит из фразы: "Гоните деньги, быстро!". Кроме популярности
Рикман заработал себе с помощью "Крепкого
орешка" травму колена, которая и до сих пор чувствительна.
|