Хроника фильмов Кристофера Коламбуса
Настоящий успех Криса
Коламбуса начался со встречи со Стивеном Спилбергом и сценарием к фильму "Гремлины" ("Gremlins"),
который, как утверждается, Крис написал под впечатлением своего
кошмарного сна о том, как мыши бегали по его пальцам. Другим источником
вдохновения был один из любимых фильмов Коламбуса - "Это чудесная жизнь"("It's a Wonderful
Life"), где тоже описывался мир маленького американского
городка. Маленькие злобные чудовища, мутировавшие из милых пушистых
зверьков были не просто буйной фантазией молодого Коламбуса, но неким
иносказанием. Гремлины – это
жутковатая пародия на американского обывателя, который до поры до
времени сидит себе, "белый и пушистый", но может вдруг "слететь с
катушек" и превратиться в злобное чудовище, разрушающее все на своем
пути. Самым показательным является эпизод в кинотеатре, когда гремлины
подпевают мультяшным гномам из диснеевской "Белоснежки": сначала
кажется, что у них в глубине души есть что-то хорошее, но в следующий
момент они снова начинают крушить все без разбора. Безумная популярность
"Гремлинов", естественно, заставила Спилберга
взять юного сценариста в оборот, и Крис работал над сценариями еще двух
детских фильмов, продюссируемых Спилбергом - "Юный Шерлок Холмс" ("Young Sherlock
Holmes", 1985) и "Бандиты"("Goonies",1986).
Именно во время съемок "Юного Шерлока Холмса" Коламбус впервые приехал
в Лондон и окончательно влюбился в Британию. Сам фильм, где Шерлок Холмс
предстает в виде мальчика, учащегося в британской школе-интернате, по
словам Коламбуса, стал предшественником его экранизации "Гарри Поттера": "Он был о двух мальчиках и девочке в
британской школе-интернате, которые должны были сразиться со
сверхъестественной силой". В 1986
году вышел мультсериал "Галактическая
средняя школа" ("Galaxy High School"), основанный на идее Криса:
школа на какой-то далекой планете, в которой учатся инопланетяне
всевозможных видов. В 1988 году Коламбус наконец снял
свой первый фильм как режиссер - это была комедия "Приключения няни" ("Adventures in
Babysitting") - о том, как девушка, нанявшаяся бэбиситтером,
вынуждена хватать с собой ребенка и бежать на помощь своей подруге, так
как не может оставить ребенка одного или бросить подругу в беде. Уже к
этому моменту становится понятно, что Коламбус нашел свой жанр -
семейную комедию. Это была его первая совместная работа с Джоном
Хьюджесом, который написал сценарий к фильму. В том же году он снимает и
другой фильм - "Отель разбитых
сердец" ("Heartbreak Hotel") - очередную историю-миф об Элвисе
Пресли, которого, по сценарию, похищает мальчик, для того, чтобы
"подарить" его своей одинокой матери. Крис начал становиться
самостоятельным. Когда в 1989
году Спилберг уволил его из сценаристов "Индианы Джонса и Последнего Крестового
Похода", начинающий режиссер не дал себе слишком долго
переживать по этому поводу, и в 1990
году выпустил фильм "Один дома"
("Home Alone") по сценарию Джона Хьюджеса. Надо ли напоминать,
насколько успешным был этот фильм? Коламбус не только заработал огромные
деньги, но и стал большой знаменитостью в Голливуде, как и его юный
актер - его находка - Маколей
Калкин. Естественно, через два года, в 1992 втором последовал сиквел
фильма - "Один Дома-2: Потерян в
Нью-Йорке" ("Home Alone 2: Lost in New-York"), с тем же Калкиным,
который тоже был очень успешен. Коламбусу предлагали снимать "Один Дома - 3", но он разумно
отказался. Калкин тоже не попал в проект, так как был уже давно не
маленьким мальчиком. Фильм был снят другим режиссером, и уже никого
особо не интересовал. Хотя и сейчас на полках красуются рядом все три
фильма. В перерыве между первым и вторым "Одним
дома" вышел фильм Коламбуса "Только
одинокие" ("Only the Lonely") по его собственному сценарию -
комедия о полицейском, который находится под огромным влиянием своей
матери, хотя сам уже давно не мальчик. Фильм не был принят особенно
радушно. В 1993 году Коламбус выпустил
очередную чудесную семейную комедию - о безработном актере, которому
после развода с женой запретили видеть своих детей, и он, чтобы быть
ближе к ним, переодевается в женщину и начинает работать няней в доме
своей бывшей жены. Фильм назывался "Миссис
Даутфайер" ("Mrs.Doubtfire"), и главную роль в нем исполнил
Робин Уильямс - в дальнейшем - большой друг Криса. Многим этот фильм
покажется чересчур сладким и надуманным, но для Криса основная идея
фильма была вполне естественной и прочувствованной – человек пойдет на
все, ради своей семьи и детей. После выхода "Миссис Даутфайер" Коламбус
стал одним из самых известных молодых режиссеров Америки. На его
творчество наклеили ярлык легковестности, в отличие от других подающих
надежду режиссеров, вроде Квентина Тарантино. Коламбус отреагировал: "Я могу понять желание показать людям
уродство этого мира, но мне также кажется, что фильм должен оставить
место для надежды. Если в вашем фильме такого не будет, я думаю, его
просто незачем снимать." Последней действительно удачной картиной
Коламбуса до "Поттера" была "Миссис Даутфайер". А затем последовала
полоса неудач. 1995 году он
снимает "Девять месяцев" ("Nine
Months") с Хью Грантом и Джулианной Мур - фильм о том, как муж
пытается справиться с мыслью о предстоящем отцовстве. Он был не только
режиссером, но и сценаристом, и продюссером фильма. Несмотря на славу
Хью Гранта и блестящую эпизодическую роль своего друга Робина Уильямса,
Коламбус также не завоевал большой славы с этим фильмом. В 1998
выходит "Мачеха" ("Stepmom")
с двумя звездными актрисами - Джулией Робертс и Сьюзен Сарандон. Это уже
была не комедия. История рассказывает о том, как мужчина, разведясь с
одной женой (Сарандон), женится на молодой (Робертс) и о
взаимоотношениях, которые молодая жена пытается установить со своими
приемными детьми и их родной матерью. Фильм получился идеальным подарком
для тех, кто любит поплакать в кино. Но опять же, успех его был весьма
посредственным. В 1999 году был снят "Двухсотлетний человек" ("Bicentennial Man") - фантастический фильм, по мотивам рассказов Айзека Азимова. Робин Уильямс играл робота Эндрю, который работал в качестве домашнего помощника в одном семействе, члены которого заметили человеческие черты в "характере" робота, его стремление к прекрасному, "чувствительность". Он живет в семье на протяжении 200 лет, воспитывая детей, внуков и правнуков своего первого хозяина, его глазами мы видим, как меняются с годами мир и общество. Конечно, там есть и любовь к "настоящей" женщине, и решение стать настоящим человеком. Фильм получил клеймо "спилбергианство" у критиков, но публике полюбился.
|